Новые надежды российской анимации: Дина Великовская и Анна Буданова

13 августа 2020

Руководитель киноклуба Елена Маркович подготовила статью о талантливых российских аниматорах - Дине Великовской и Анне Будановой, а также сделала подборку мультфильмов

Анна Буданова - представительница сильной екатеринбургской школы анимации, выпускница Уральской государственной архитектурно-художественной академии.  В своих работах Буданова также выступает художником и предпочитает мрачноватую графику, которую умело совмещает с удивительными историями. Сценарии Анна тоже пишет сама. Сейчас она учится во Франции, где продолжает совершенствовать мастерство режиссера-аниматора.

Дипломная работа мультипликатора под названием "Обида" была отмечена специальным призом жюри на крупнейшем Фестивале Анимационного Кино в Анси, в это же время Анна удостоилась главного приза международного конкурса короткометражек "Черная жемчужина" в Абу-Даби. В конечном счете, ее мультфильм "Обида" завоевал четырнадцать международных и отечественных профессиональных наград и премий. 

Во время учебы в Академии Анна сидела на лекции и просто рисовала в блокноте - это ее любимое занятие. Вот так и появился персонаж - черный, лохматый, зубастый. Будущему режиссеру захотелось снять фильм с ним. Постепенно родилась история про девочку, которая часто обижалась. Эта черная жирная клякса стала воплощением чувства обиды. Сначала пятно было таким же маленьким, как девочка. Потом она начала его взращивать - подкармливать своими обидами. Обида росла-росла и, в конце концов, переросла девочку. Это была попытка дистанцироваться от собственных эмоций. Анна вспоминала себя в детстве, когда обижалась и пряталась под кроватью, ждала, когда же ее  начнут искать, плакала и жалела себя. Автор спрашивала, было ли в детстве у ее друзей и знакомых что-нибудь подобное, использовала их истории про детские и недетские обиды. Все записывала в блокнотик. Сначала  девушке казалось, что фильм не совсем детский, но его показали детям на фестивале в Анси, и зрители написали много благодарных писем режиссеру. Они восприняли сюжет абсолютно верно. В Китае и в Арабских Эмиратах  взрослые и дети понимают язык анимации, он универсален. Сколько Анна помнила себя, всегда рисовала. У нее дома были сотни блокнотов и альбомов, изрисованных от корки до корки портретами родных и друзей, зарисовками из семейной жизни. Потом девочка попросила родителей отдать ее в Школу искусств. После окончания школы она поступила на новое, только-только открывшееся, анимационное отделение при Архитектурной Академии.

Сейчас Анна Буданова мечтает создать фильм, нарисованный тушью. 
Она любит творчество  Ларса фон Триера. На то, чтобы раскрыть тему, у мэтра направлены и свет, и звук. Во всех его фильмах много психологизма и действие очень сконцентрировано, как в анимации, и это ей интересно.  

Фильмы Дины Великовской заметили, начиная с самых первых, когда она училась на младших курсах ВГИКа, а к концу учебы ее уже считали известным режиссером. Она работала с куклами, которыми в тот момент молодые режиссеры мало интересовались, тогда даже казалось, что отечественная кукольная анимация исчезнет вместе со старшим поколением. У нее была какая-то непривычная, "несоветская" кукольная манера, как будто немного замкнутая, прячущая эмоции. Курсовой фильм "Мост", получил приз за лучший студенческий фильм,  дипломный фильм "Мой странный дедушка", а следом - неожиданно рисованный дипломный проект Школы-студии ШАР "Про маму" - получили призы за лучший студенческий фильм, а также за лучший детский, просто лучший, приз зрительских симпатий на всех российских фестивалях и бессчетном множестве зарубежных, включая самые престижные.

На ее первый фильм "Кукушка" - призовой ураган обрушился с Суздальского фестиваля в 2016-м году. Сразу две награды - Специальный приз жюри с формулировкой "За создание сложного женского образа" и Приз мэтров. Фильм про кукушку, любившую закаты так, что забывала о чумазом кукушонке, был для нее важным признанием. Как раз незадолго до этого Дина вышла замуж за немецкого режиссера Флориана Гролига и вместе с сыном уехала жить в Берлин, но адаптация в новой стране шла не просто. "Кукушка" показала, что закрытая и ранимая Дина выбрала кино, как способ рассказа о себе - своих проблемах, страхах и обидах, ее фильмы становились ее дневником и возможностью разговора на сложные темы, который иначе она вести не решалась. Это было прочитано, и "Кукушка" снова стала триумфатором: кроме других фестивальных наград ей достался приз имени Александра Татарского "За высший пилотаж" на "Кроке", премия Гильдии киноведов и кинокритиков "Белый слон". В 2017-м высшая российская анимационная премия "Икар" лучшиму режиссеру и лучшиму сценаристу года. В 2018-м – ей вручили премию президента РФ для молодых деятелей культуры, в том же году 2018 Дина получила приглашение войти в состав оскаровской академии. А в 2019-м году ее новый фильм "Узы", соединяющий объемную и рисованную анимацию в инновационной технике рисования 3D ручкой, получил Гран-при Суздальского фестиваля. Это картина о девушке, уезжающей от пожилых родителей в дальние края, заявленная как российско-германская продукция, явно обозначала новый этап.

Параллельно с обычной школой Дину водили в художественную школу, где родители увидели объявление, что идет набор в детскую анимационную студию при ВГИКе, куда она поступила в 9 лет. Сейчас она довольно часто делает какие-то наброски, эскизы на бумаге, пробует различные рисованные техники, чтобы раскрепощаться и свободнее выражать свои мысли.

Дина во время учебы во ВГИКе  пересмотрела все фильмы Гиля Алькабеца. Близкими по духу из старшего поколения молодой режиссер считает Юрия Норштейна, Александра Петрова и своего учителя Станислава Соколова, представившего на Берлинале свою потрясающую "Гофманиаду", следит за творчеством Натальи Чернышевой, Анны Будановой, Антона Дьякова, Леонида Шмелькова, Надежды Федотовой.

Дина считает, что у анимации самый широкий инструментарий, с помощью которого можно реализовать любую невероятную идею.  Безграничной возможности создавать из ничего - все не дает ни один вид кинематографа. Такая свобода вдохновляет и привлекает молодого режиссера.

Предлагаем посмотреть мультфильмы, созданный Анной Будановой и Диной Великовской!